![]() |
||||||||||||
|
|
||||||||||||
|
НАСУЩНОЕ
Драмы Лирика Анекдоты БЫЛОЕ Будни странников Владимир Крымов Сегодня Федор Лубяновский Ходоки на Одере ДУМЫ Сергей Болмат Там, где нас нет Борис Кагарлицкий Бархатный расизм Дмитрий Быков Утешитель Мариэтта Чудакова Русским языком вам говорят! (Часть третья) ОБРАЗЫ Михаил Харитонов Идея Европы Елена Веселая Почему мы не любим друг друга Алексей Крижевский Славяне меж собою Захар Прилепин «…А потому, что они уроды!» Аркадий Ипполитов Приключения Людмилы ЛИЦА Приехали Олег Кашин Гений последнего плевка Олег Кашин Человек со «Знаменем» ГРАЖДАНСТВО Евгения Долгинова Женский день Павел Пряников Молитвой и трудом ВОИНСТВО Александр Храмчихин Особый путь СВЯЩЕНСТВО Евгения Пищикова Воскресная шляпка МЕЩАНСТВО Максим Семеляк Съестной пустячок Людмила Сырникова Купол Фостера Наталья Толстая Листик салата обязателен |
Сегодня
Париж. Главы из книги
Выходец из старообрядческой купеческой семьи, Владимир Пименович Крымов (1878-1968) был издателем от Бога. Он сделал суворинское «Новое время» одной из важнейших газет страны и создал первый в России глянцевый журнал «Столица и усадьба», в котором сам вел несколько рубрик. Литературные таланты Крымова были не менее значительны, чем его деловые способности, так что, обосновавшись после революции в Европе, он стал писать. Критики его не любили, зато читатели охотно «голосовали рублем» за его книги. Одним из излюбленных им еще с дореволюционных времен жанров были путевые заметки. Владимиру Пименовичу довелось объездить едва ли не весь мир. Книгу, отрывок из которой мы предлагаем вашему вниманию, он написал в начале 1920-х годов, вскоре после того, как вернулся из путешествия в Японию. В Парижской Опере не столько красива сама зала, как лестница, фойе. Самая красивая лестница в мире… Это «самая красивая в мире», «самая большая в мире» у меня осталось от Америки — так там все определяют, там только этим гордятся. Но и зала замечательна. Ажурная. Аван-ложи отделены от лож только красными портьерами, и когда во время действия в зале полумрак, в аван-ложах горят лампочки, просвечивают через портьеры, и вся зала кажется ажурной бонбоньеркой, легкой, веселой… В противоположность тяжелой каменной опере Берлина и другим. Вечером, во время антракта, с террасы, освещенной круксовыми трубками, волшебный вид на Авеню де л‘Опера и бульвары. Волшебный вид! Ради него одного стоит ехать в Париж. Три линии Фонарей Авеню, налево и направо мигающие фантастические рекламы, внизу живая площадь с тысячами огоньков, тысячами звуков, с тысячами людей… И надо всем этим та особенная атмосфера, то приподнятое настроение, какое есть только в Париже… Недаром говорил один русский: — Тут каждый день встреча Нового года… Во всем Париже ежедневно встреча Нового года. Нового дня жизни — день жизни, это так много… *** Но тут идет опера. Шел «Фауст», в тысяча шестьсот восемьдесят третий раз… С 70-х годов. И сегодня он шел так же, как тогда, в семидесятых годах… Никакого движения вперед. Застывшие формы несовершенного искусства; не только несовершенного — ложного. Одна из самых фальшивых форм искусства. «Вампука». *** Посреди них стоит ангел, трубит и смотрит вниз. Внизу церковь, внизу — спасение от дьяволов… Это аллегория крыши Нотр-Дам, странная с первого взгляда — как же это на доме Бога дьяволы?! Смелая для христианина аллегория. В скольких произведениях трактуется об этих аллегориях, и авторы нарочно не хотят понять ваятеля, прельщаются парадоксом: на храме — дьяволы! Тут нет парадокса в этом. Но что спасение там, внизу, у жрецов, курящих пахучую смолу и собирающих деньги (деньги… деньги…), у друзей денег — это парадокс… *** Роскошь заперлась в особняк, на собственную яхту. Вырождается средний класс: ширится пропасть между высшим и низшим, чтобы было куда провалиться. Из обедов убрали половину блюд. Самый шикарный метрдотель не предлагает больше четырех… О пунш-гляссэ, делившем обед пополам, чтобы влезли в горло еще шесть блюд, когда уже съедено шесть, забыли и думать… *** — Нет прежней клиентуры, — вздыхает старый портье. Нет широких натур, русских графов и «дюков», нет «стакеевых» (русский Стахеев расшвырял во Франции несколько миллионов, и этого до сих пор не могут забыть…); нет знатных австрийцев, проигрывавших свои замки (вместе с населением прилежащих местностей). Американцу ничто не дорого, но он не швырнет. Жила. Заплатит, что угодно, и не поморщится, но не швырнет… А без этого уходит столько былых оттенков развеселой жизни. Один Гульд, enfant terrible «четырехсот», пробовал швырять американские миллионы, но и тот кончил судебным процессом со своей женой, французской шансонеткой, когда выяснилось, что она покупает девяносто шесть шляп в месяц… И каких шляп!.. Больше тридцати в месяц американка не купит. Один русский, расшвыривая папенькин миллион, любил говорить: — Хочу умереть под забором с гитарой в руках… Мечта, пожалуй, осуществится: он умрет под забором Парижа, только без гитары — она пропита уже… Роскошь прячется от глаз толпы. Роскошь претворяется в иные формы: в форму власти над человеческими душами: — Хочу иметь свою газету. — Хочу построить церковь, охранительницу устоев. — Хочу открыть школу, где будут учить: все существующее прекрасно: всякая частная собственность священна, «предвечная справедливость»… *** Лежа ночью с открытым окном на площади Оперы — самое оживленное место на земном шаре, — я прислушиваюсь к гулу улицы, и она кажется мне живым существом. Несмолкаемый, сливающийся в одно рев автомобильных гудков, лязг и гиканье неуклюжих подвод, шипение пара, выкрики камло, какой-то звон, задавленный гул «метро» — все сливается в один голос улицы, ухо перестает различать отдельные звуки… Уже с пяти утра голос все нарастает, нарастает… Все громче говорит, ворчит, сердится и смеется улица… Сон уходит, является беспричинный подъем, хочется делать что-то большое, важное, великое — вскакиваешь с постели. «Суждены нам благие порывы…» Я люблю большой город. Особенно Париж. Особенно эту площадь Оперы. *** — Я вам не мешаю? — говорил он, приходя почти каждый день. Когда-то он был в Париже. Выпив вина, после хорошего обеда, он становился разговорчивым. Глаза загорались, лицо озарялось доброй улыбкой, и он говорил: — Еще разик хотел бы побывать… Посидеть в кафе около Оперы. Заказал бы стаканчик мазагранчику, закурил бы сигару и смотрел бы, смотрел… Пусть уже другие живут, пусть уж ухаживают за пикантными канашками, а я бы только смотрел… Мимо идет все такое элегантное, идут франты, в панамах, помахивая тросточками, девочки стучат высокими каблучками по тротуару и вертят задом, как птички на веточке, такие чертовски пикантные парижаночки… Он щелкал пальцами и еще милее и ласковей улыбался: — Пошел бы один раз к Прюнье… Знаете, ресторанчик такой в боковой уличке, от больших бульваров. Да-с… Прюнье, никогда не забуду… Сначала пройтись у окон. Боже ты мой, какие витрины… Лангусты, омары, эскарго, устрицы, мули… Весь океан в окне. Устрицы маренн, устрицы партюгэз, устрицы остендские, еще бог знает какие, свежехонькие и почти даром… С лимончиком, с пикантным соусом «кэтчап», со всем ароматом моря и со всей океанской свежестью… Сидят себе в ряд на полке — важные, красные, точно кардиналы или римские сенаторы, с усами как у запорожцев — это лангусты… А рядом омары с клешнями, со сладким мясом… с зазубринами. И такие особые щипчики подают к ним, чтобы ломать скорлупу, чтобы хорошенькой женщине не поцарапать пальчики… А на нижней полке тоже рядом сидят черные, живые еще, и ждут с нетерпением своей очереди, шевелят усищами и глаза таращат на прохожих… Ешьте ж меня, негодяи, надоело сидеть… Да-с… вот это жизнь, вот это культура!.. Один бы разок еще увидеть и помереть… «Ныне отпущаеши раба Твоего…» *** Один русский великий князь открыл в Лондоне игорный притон, но прогорел. Другой объявил себя царем, последовав примеру Поприщина, но пока еще в сумасшедший дом не посажен. Третий открыл модную мастерскую в Париже, и так как дело ведет не он, то фирма процветает… Казаки из личной охраны царя танцуют с кинжалами во рту и поют «Дубинушку» в музик-холлах Парижа. Около улицы Pigalle чуть ли не двенадцать русских кабаков. «Ночное дело» — называет себя один из них и печатает свои рекламы на керенских тысячерублевках. Былые князья и графини прислуживают знатным иностранцам. Я слушал «Дубинушку» — печальную, жуткую, почти страшную своей тоской, и думал: «Отзвуки старой России… Рабство, нищета, гнет, невеста, изнасилованная помещиком-графом, каторжный бестолковый труд без просвета — все в ней… Наверху были графы, наслаждение жизнью, а внизу тоска „Дубинушки“. Низ был во сто раз больше верха, но верх умудрялся держаться наверху. Особенно помогал Иисус Христос, его отец и мать, два отца… Какой абсурд!» Прочь, прочь!.. стыдно за человека. Французы аплодировали «Дубинушке», а мне было жутко. Гартфельд привозил в Петербург песни каторжан: только они жутче. Я никогда не понимал красоты «Дубинушки», у меня от нее щемило в груди, хотелось плакать, бежать… …Запах волжской пристани, такой характерный. Паровая стерлядка и шампанское на верхней палубе, а на нижней бурлаки — грязные, смердящие… Всю жизнь проводящая в грязи скотина, ломающая кости под десятипудовыми тюками. — Шевелись!.. шевелись, так твою растак… Зычный голос капитана с над-верхней палубы. — Какие они сильные, эти бурлаки, — заметила дама с лорнетом из первого класса. Она говорит по-русски с акцентом, картавя, совсем как в Париже (хотя в Париже не картавят)… — Это не бурлаки, это крючники… — С? est la meme chose, это те, которые поют такую особенную песню… Теперь эта дама прислуживает в «Ночном деле» и уже много чище говорит по-русски, и, по-моему, лицо у нее стало умнее, и она впервые в жизни поняла, что надо жить трудом, а не на доход от саратовских имений… Впрочем, она это еще не совсем поняла… *** Своеобразную культуру разносит эмиграция по загранице. До Америки, Явы, Китая, Бразилии, Чили, Вест-Индских островов включительно. Цыганщину, русскую водку, гопак, блины, кулебяку, особые приемы комиссионерства, игорные и иные притоны. Замечательная, неожиданно проявившаяся способность приспособляться — иностранцы разводят руками и учатся. Русская водка делается теперь в любой стране очень просто: местный спирт разбавляется водой и наклеивается русская наклейка. Русские кабаки, кафе и рестораны имеют успех. Русские притоны затмили всех. Большое влияние оказывается на западно-европейский театр. Нет театра, где бы русские не танцевали: неожиданно светлая страница русского царизма, влияние императорского балета… Но в общем картина жуткая: я слышал в Монте-Карло, как англичанка сказала соседке: — Уберите золотой порт-папирос… рядом сидят русские дамы… И русские дамы слышали и поняли, и ничего… И день ото дня хуже. *** Здесь не философствуют о высоких материях. Здесь думают, как из ничего сделать миллионы, или, по крайней мере, десять франков. Но если бы здесь философствовали, то человечество обогатилось бы такими истинами: «Нормальный тип человека — жулик. Честный — вредная противоестественная аномалия». «Говорить правду не только невыгодно, но даже неделикатно. Это вводит других в заблуждение: каждый, слушая сам, вносит поправку, а поправивши правду, остается обманутым». «Человек вообще паршивец — думает, что постиг величайшие тайны природы, а не умеет взять у другого из кармана сто франков». «Работать умеет всякий дурак: ты вот заработай, не работавши». *** И тем не менее я тоже стою у этих витрин, и мне нравится… Готтентоту нравятся бусы и разноцветные стеклышки. От нас до будущих людей еще дальше, чем от готтентота до нас. В одном из окон стоят фигурки. Голые женщины в коротеньких красных пиджачках. Никогда и нигде женщины не ходят голыми в коротеньких красных пиджачках. Фигурки имеют большой успех. Улыбаешься, глядя на них, и я даже пошел второй раз посмотреть. Только француз может сделать такие фигурки. В модных магазинах, вместо восковых манекенов, совсем похожих на людей (таких отвратительных), стали делать кукольные лица, нарочно на людей непохожие, иногда плоские, деревянные. Это должны были выдумать французы, и французы выдумали. В Париже есть все, что во всяком большом городе, и еще тысячи пустячков, каких нет в других городах, и они дают Парижу его прелесть. *** Русский еврей с Востока, разбогатевший во время войны на доставке итальянцам английского угля на американских пароходах, жуликоватый, добродушный и щедрый, говорил мне, сидя в цилиндре и в белых перчатках в своем Рольс-Ройсе: — Купил вчера банк в Барселоне… Я, знаете, везде люблю иметь свой банк… Рассказывали, что он зашел в склад Рольс-Ройсов и спросил, сколько стоит лимузин, и приказал: — Заверните… Рольс-Ройс ему не могли завернуть, так как Рольс-Ройсы заказываются в очередь, ибо они самые дорогие автомобили в мире. Но к Тиффани при мне зашла американка с компаньонкой, посмотрела нитку жемчуга в два с половиной миллиона франков, — всего заняло минуты три, не больше пяти. — Заверните… Вынула маленькую книжку и написала чек. Точно купила фунт конфект. *** И я думал: Если люди, живущие в этом благодатном климате Франции, в здешней ласковой природе, расстреливали друг друга в революционной борьбе картечью, то какими неистово-звериными способами должны были уничтожать друг друга в России, в климате суровом, среди природы мрачной, измученные веками горя? Ужас, ужас! Революция — ужас, но она не может быть иною. Это я понял давно, в первый день Февральской революции. Ни о чем другом не думая, поглощенный животной жаждой жизни, я хотел уехать в первый же день, сейчас, бросив все, но уже не шли поезда с Финляндского вокзала. Революция — террор. Иначе быть не может. Не должно быть. Тогда жизнь моей особы казалась мне такой высокоценной, и я смотрел как на сумасшедших на тех, кто остается. Знакомый банкир говорил мне: — Вы как раз уезжаете, когда миллионы будут валяться на тротуарах… Что такое революция?! Умный коммерсант тем и отличается, что он должен уметь ориентироваться во всякой новой конъюнктуре… Он сидит теперь на чердаке в Париже, а другой, присутствовавший при разговоре, болтается на фонарном столбе. Это метафора, понятно — он расстрелян… И как могло быть иначе? Тогда не было бы революции.
Публикуется с сокращениями по изданию: Вл. Крымов «Сегодня: Лондон, Берлин, Париж». Л.: «Жизнь искусства», 1925. Версия для печати комментарии: Доступные теги: <b>, <i>, <u>, <p> |
АВТОРЫ Анатолий Азольский Анна Андреева Юрий Аммосов Юрий Арпишкин Мария Бахарева Алексей Бессуднов Андрей Бойко Сергей Болмат Дмитрий Брисенко Дмитрий Бутрин Дмитрий Быков Елена Веселая Михаил Волохов Карен Газарян Андрей Гамалов Дмитрий Галковский Ирина Глущенко Елена Говор Денис Горелов Дмитрий Губин Дмитрий Данилов Сергей Дмитриев-Арбатский Евгения Долгинова Эдуард Дорожкин Игорь Дудинский Алексей Еременко Аркадий Ипполитов Олег Кашин Ольга Кабанова Борис Кагарлицкий Евгений Клименко Андрей Ковалев Бертольд Корк Алексей Крижевский Анна Кузьминская Борис Кузьминский Леонид Лазутин Анна Левина Александр Липницкий Ирина Лукьянова Игорь Мальцев Лидия Маслова Александр Мелихов Евгений Милов Алексей Митрофанов Ольга Михайлова Михаил Михин Александр Можаев Татьяна Москвина Антонина Мухина Сергей Носов Дмитрий Ольшанский Валерий Павлов Борис Парамонов Лев Пирогов Евгения Пищикова Дмитрий Поляков Игорь Порошин Ирина Покоева Захар Прилепин Павел Пряников Наталья Пыхова Юрий Сапрыкин Людмила Сараскина Максим Семеляк Людмила Сырникова Наталья Толстая Татьяна Толстая Иван Толстой Александр Тимофеевский Денис Тыкулов Ревекка Фрумкина Михаил Харитонов Александр Храмчихин Павел Черноморский Анастасия Чеховская Елена Чугунова Мариэтта Чудакова Вячеслав Шадронов Александр Шалимов Сергей Шелин |
||||||||||
|
||||||||||||