Русская жизнь
О ЖУРНАЛЕПОДПИСКАГДЕ КУПИТЬ   
НАСУЩНОЕ
Драмы
Лирика
Анекдоты
БЫЛОЕ
Ум-эль-Банин 
Желчь и мед

В кольце революций
Алексей Митрофанов 
Культ полена

ДУМЫ
Александр Липницкий 
Долгие проводы

Аркадий Ипполитов 
Европа на bullshit'е

Александр Мелихов 
Уходящая сказка

Сергей Носов 
СПб-бис

ОБРАЗЫ
Дмитрий Быков 
ПМЖ, или Горбатые атланты

Аркадий Ипполитов 
Четыре реки двух империй

Евгения Пищикова 
Гламур и Психея

ЛИЦА
Олег Кашин 
Хозяин Ленинграда

Павел Пряников 
Диктатура посада

ГРАЖДАНСТВО
Евгения Долгинова 
Смирение

ВОИНСТВО
Александр Храмчихин 
Блокада в сослагательном наклонении

СОСЕДСТВО
Дмитрий Данилов 
Полюбить Купчино

МЕЩАНСТВО
Михаил Харитонов 
Еда в незнаемое

ХУДОЖЕСТВО
Ольга Кабанова 
Рядовое жлобство

Денис Горелов 
Кушать не могу

Татьяна Толстая Александр Тимофеевский 
Истребление персиян

ДУМЫ №7
на главную 3 августа 2007 года

Auto da fe academica

«Письмо ученых» как квазирелигиозный феномен


Группа академиков РАН, среди которых нобелевские лауреаты Жорес Алферов и Виталий Гинз­бург, обратилась с открытым письмом к президенту России. Ученые выразили обеспокоенность возрастающей, по их мнению, клерикализацией российского общества и призвали главу государства оградить современную российскую науку от церковного вмешательства. В частности, резкой критике подверглись идеи внедрения в программу средней школы курса основ православной культуры и инициатива РПЦ о внесении специальности «теология» в перечень научных специальностей Высшей аттестационной комиссии.
Челобитная академиков президенту с просьбой окоротить «церковников-мракобесов» — это не «наука против религии». Наука здесь вообще играет роль второстепенную.

Это — одна религия против другой. Вернее, квазирелигия против религии настоящей. По своей стилистике, по интонации это никакое не письмо ученых. Это вопль жрецов, обеспокоенных за судьбу своего культа. Оставьте нам нашего Перуна, нашего Велеса. Не троньте наши капища, наши древние, испокон века установленные идолища.
В Советском Союзе наука, как известно, была одной из заменяющих религию институций — наряду с партийным жречеством с его обожествлением вождей, съездами-«соборами» и другими массовыми ритуалами и литературой с ее инжинирингом человеческих душ. Наука в этом раскладе отвечала за истину. За ее надлежащее хранение и постоянное подтверждение. Понятно, что наука была прежде всего просто наукой, но вот эти культовые функции были очень важны. Словосочетание «храм науки» не случайно.
Сделаем небольшое отступление. В этом смысле интересно проанализировать соотношение «точных» и гуманитарных наук. При Сталине «научными хранителями истины» в большей степени выступали гуманитарии. Главным средством сохранения и воспроизведения истины были словесные практики с «Кратким курсом» в качестве Абсолютного Текста, определяющего структуру советской реальности. XX съезд коренным образом изменил ситуацию. Слово как инструмент описания и воспроизведения «советской истины» было дискредитировано признанием того факта, что советские словесные практики могли иметь что-то общее с такими явлениями, как замалчивание и обман. При Хрущеве, а особенно при Брежневе на вахту по хранению истины заступили естественники. Не случайно в 60-е годы таким актуальным было негласно инспирированное противостояние «физиков» и «лириков». Победа — опять-таки негласная и неявная — была заранее отдана «физикам». Это, разумеется, не зафиксировано никакими актами и распоряжениями, но ситуация складывалась именно так. Гуманитариям в новой схеме отводилась роль псевдошаманов, своим камланием-бормотанием «заговаривающих» реальность и произносящих в нужные моменты нужные мантры. А точные науки при позднем социализме — это было серьезно, это было самое нутряное, заветное. Здесь гнездилась советская истина.
Вернемся к нашим академикам. Эти люди привыкли чувствовать себя жрецами. Привыкли быть хранителями истины, ответственными за истину. Более того: судьями в вопросах истины.
Письмо написано не столько учеными, сколько истово верующими людьми. Для них материализм, дарвинизм и «общие предки человека и обезьяны» не научные гипотезы, не предметы критического анализа. Это предметы веры, истины в последней инстанции, не подлежащие сомнению и пересмотру. Любое посягательство на эти истины повергает жрецов от науки в священный трепет и гнев.
Академики — люди глубоко советские, что называется, аппаратные. У них звериное чутье на тенденции. И вот — почуяли неблагоприятную для себя тенденцию. Поняли, что есть конкурент, пусть пока слабый, но в перспективе угрожающий их приятным жреческим функциям.
Эти люди вовсе не радеют за науку, не боятся, что «наука погибнет». Они боятся, что в один прекрасный день наука окажется... просто наукой. Ни больше ни меньше. Одной из сфер человеческой деятельности, причем не самой важной. Это же ужас: был хранителем истины, экспертом в области истины, а стал просто специалистом по изучению окружающей реальности не особенно совершенными методами. Страх за свой статус жрецов — вот что движет авторами письма.
Отсюда и фанатичная борьба уважаемых академиков с преподаванием основ православной культуры. Всем понятно, что внедрение этого предмета в школьную программу — проблема чрезвычайно сложная. Как преподавать этот предмет? По каким методикам, программам? Кто должен этим заниматься, священники или гражданские преподаватели? Где найти столько преподавателей? Что предложить детям из инославных семей? Все эти вопросы требуют тщательного решения. Это понятно, но в данном случае речь не об этом. Академиков заботит вовсе не ущемление чьих-то свобод или низкий уровень преподавания ОПК. Наши естественнонаучные жрецы боятся, что внедрение ОПК (при адекватном уровне преподавания этого предмета) пошатнет традиционный советский школьный культ точных наук. Что в школьной программе возникнет некое новое, абсолютное измерение, которое выявит всю относительность «объективного» знания, хотя бы потому, что мы все умрем (и, возможно, скоро), а знание законов термодинамики или умение решать квадратные уравнения за гробом не очень-то пригодятся. Что вдруг выяснится, что для становления человеческой личности литература и история более важны, чем химия и астрономия, хотя бы потому, что без истории и литературы человек — необразованный дикарь, а без химии и астрономии — просто человек, не знающий химию и астрономию.
Борьба со специальностью «теология» — вообще что-то анекдотичное. Рассматривать это как угрозу — признак не совсем адекватного восприятия реальности. Почему-то уважаемые светила науки, ратующие за светскость и цивилизованность, забывают, что специальность «теолог» официально принята в таких странах, как США, Великобритания и Германия, и на состоянии тамошних наук это никоим образом не сказывается.
Так что академики воюют за статус. Если хотите, метафизический.
А наука-то здесь как раз и ни при чем. Более того, чем скорее наша наука избавится от не свойственных ей жреческих функций, чем скорее прекратятся завывания о Дарвине и материализме как конечной истине, тем лучше будет для самой науки.



Версия для печати

комментарии:

№2253 (03.08.07 12:37)
Сколько теологов выпускает США ежегодно? Странно что вы Францию не упомянули. Сорбоне такой специальности нет вобще, к примеру "В Советском Союзе наука, как известно, была одной из заменяющих религию институций" - после этого, в принципе, можно и не читать

№2254 (03.08.07 13:16)
одна религия против другой?????? выбросьте свой компьютер, он вам только кажется

№2261 (03.08.07 14:35)
Согласен с учеными - с православием иначе бороться нельзя - это самый гнусный извод христианства. Палец сунешь, как это делают шутя делают власти - откусит по локоть. Властям-то по хрену, а остальным - лишние заботы, как будто у русских других забот не хватает...

№2274 (03.08.07 17:19)
> внедрение этого предмета в школьную программу А зачем "внедрять" это вообще?

№2286 (03.08.07 18:56)
Собственно, такие идиотские статьи определённо не понадобятся ни за гробом, ни при жизни. В статье начато с очевидной и верной (на мой взгляд) мысли, что академики некоторые вещи воспринимают некритически (что соответствует названию, например). Но вот приписывать им, что некритически они воспринимают именно эволюционную теорию (несколько продвинувшуюся, кстати, со времён Дарвина, и развивающуюся научно до сих пор) --- домысел автора. Также бросается в глаза многозначность "популярного" у автора прилагательного "советский" (в других заметках автора --- тоже). Такое же слово-паразит, как "очевидно" из уст некоторых учёных, которым лень объяснять запутанное место.

№2288 (03.08.07 19:12)
Беспокойство вышеобозначившего себя мудачья блестящим образом доказывает, что статья хорошая и правильная. Побольше надо таких, чтобы вышеобозначившее поскорей задохлось от огорчения. Спасибо, Дима.

№2292 (03.08.07 20:04)
После того, как вы с пеной у рта убеждали охуевших читателей в вашем священном праве пиздеть по телефону в кинозале во время сеанса? Вступать с вами в полемику??? Как нибудь в другой раз...

№2295 (03.08.07 20:31)
Автор яростно бредит на протяжении всего текста. Автору надо учить матчасть, чтоб не писать про "словесные практики" при Сталине, тогда как именно при Сталине и была заложена фундаментальная наука, а ученые получали наибольшие деньги за всю историю советского государства. При Сталине был осуществлен атомный проект, если бы все ограничилось словесными практиками гуманитариев, на основе краткого курса, аффтар бы просто не родился возможно.Ну и далее по всему мясокомбинату. Далее автора явно корежит от "общего предка с обезьяной", которое он с пеной у рта обьявляет недоказанным. Есть мнение, что данная реакция отторжения возникает именно у тех особей, которые видят в обезьянах слишком много похожего на себя дорогого и внутренне пытаются это опротестовать ) Желаю автору себя в этом убедить, Маша Шрайбер ему в помощь. Самовнушение - великая вещь. Других средств познания истины кроме оного, средств которыми оперирует наука, тонкая духовная натура автора видимо постичь не в состоянии

№2304 (03.08.07 22:42)
Во! Зашевелились, засуетились :) "Есть мнение, что данная реакция отторжения возникает именно у тех особей". Какая высоконаучная фраза! Какая диалектика! А что можно порождать массу парадоксальных фраз. Точно потомок обезьяны, "че хош ляпнет лишь бы передразнить" :)).

№2305 (03.08.07 23:23)
*кротко* Я недостаточно православно разговариваю, да? Слова какие-то мудреные...Истинно вам говорю, вся беда от образования. Советского конечно, богомерзского. До сих пор вона дети Олимпиады выигрывают. Ересь это все, лучше бы молились

Страницы:
1   2   3   4  

Доступные теги: <b>, <i>, <u>, <p>
Имя
Сообщение



АВТОРЫ
Анатолий Азольский
Анна Андреева
Юрий Арпишкин
Мария Бахарева
Алексей Бессуднов
Андрей Бойко
Дмитрий Бутрин
Дмитрий Быков
Михаил Волохов
Карен Газарян
Андрей Гамалов
Дмитрий Галковский
Елена Говор
Денис Горелов
Дмитрий Данилов
Евгения Долгинова
Эдуард Дорожкин
Игорь Дудинский
Алексей Еременко
Аркадий Ипполитов
Олег Кашин
Ольга Кабанова
Андрей Ковалев
Бертольд Корк
Алексей Крижевский
Анна Кузьминская
Борис Кузьминский
Леонид Лазутин
Александр Липницкий
Ирина Лукьянова
Игорь Мальцев
Александр Мелихов
Евгений Милов
Алексей Митрофанов
Ольга Михайлова
Михаил Михин
Александр Можаев
Татьяна Москвина
Антонина Мухина
Сергей Носов
Дмитрий Ольшанский
Валерий Павлов
Борис Парамонов
Лев Пирогов
Евгения Пищикова
Дмитрий Поляков
Игорь Порошин
Захар Прилепин
Павел Пряников
Наталья Пыхова
Юрий Сапрыкин
Максим Семеляк
Людмила Сырникова
Татьяна Толстая
Иван Толстой
Александр Тимофеевский
Денис Тыкулов
Михаил Харитонов
Александр Храмчихин
Павел Черноморский
Анастасия Чеховская
Вячеслав Шадронов
Александр Шалимов
Сергей Шелин

«Русская жизнь» © 2007

Перепечатка материалов данного сайта возможна только с письменного разрешения редакции. При цитировании ссылка на www.rulife.ru обязательна.

РОСБАНК Ежемесячный журнал

 

Rambler's Top100