![]() |
||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||
|
НАСУЩНОЕ
Драмы Лирика Анекдоты БЫЛОЕ Между Лениным и тятькой Д. Маллори Огненные похороны Георгий Лесскис Потребность в кошках и воробьях Великие события пришли сами ДУМЫ Михаил Харитонов Пожилые Дмитрий Губин Я приду плюнуть на ваши могилы Евгения Долгинова Не как у людей Захар Прилепин Молодежь к выходу на пенсию готова ОБРАЗЫ Дмитрий Быков Отцы и дети — римейк Аркадий Ипполитов Графиня молчит Наталья Толстая Лист ожидания Людмила Сырникова Ненавистная молодость ЛИЦА Олег Кашин Один против мирового сионизма ГРАЖДАНСТВО Евгения Долгинова В последний раз опомнись старый мир Олег Кашин Высокий уровень притязаний ВОИНСТВО Александр Храмчихин Переформатировать диск СОСЕДСТВО Дмитрий Данилов Темно, но красиво СЕМЕЙСТВО Евгения Пищикова Щит над домом МЕЩАНСТВО Лидия Маслова Результат на лице Павел Пряников Местный Эдем Ревекка Фрумкина Третий возраст ХУДОЖЕСТВО Аркадий Ипполитов Рожь под соснами Денис Горелов Александра Николаевна сердится Максим Семеляк Большой куш |
Черное зеркало
Райцентр — отдельная Россия
И вот тоже классическое захолустье: учитель словесности — хмырь и пьянь — знает восемь языков и пишет роман на французском, жена его пишет диссертацию о влиянии, допустим, традиций художественной вышивки на формирование духовно-нравственных представлений. В соседнем доме живет Герой Советского Союза восьмидесяти лет; там же — чиновница, спец по бюджетным отношениям, выпустила сборник на удивление мастеровитых стихов. Мэр — в глазах играет весь Уголовный кодекс — усыновил троих детей сгоревших алкоголиков, а четвертого устроил в Суворовское. Все ученики местной учительницы Г. с первого раза поступают в московские вузы. Здешний мастер производственного обучения в аграрном техникуме получил международный сертификат инструктора по дайвингу. Расхождение репутации и поступка, стилистики и действия, отчуждение событий от обстоятельств — вот это и есть средний русский райцентр. И тридцать шесть миллионов наших соотечественников живут в этой йокнапатофе. II. Советские индустриальные «поселки городского типа», смуглые фабричные слободы, правдами и неправдами сделавшие карьеру города, — трубы, склады, буераки, промзоны, высокие провода, поэтика художника Нисского. Бывшие уездные города с их неостывающим земством и неистовым краеведением, с долгими шалями, поджатыми губами и снобизмом по отношению к деревне. Заматеревшие станицы и торговые села, прижимистые, хитрожопые, с толстенькими домиками. Совсем небольшой сегмент — номерные «голубые города» и наукограды, но их мало, и речь не о них. Эмоцию диктует сезон и состояние дороги. Летний райцентр, особенно у воды, — курорт, малобюджетный Сочи, зимний — снежная почти что сказка, весной и осенью — депрессия, тоска и мрак. Легче всего любить райцентр в бабью осень, когда пыль улеглась, астры выстрелили, рынок распирают урожаи плодово-ягодных и дары леса, — все натюрель и все за бесценок, — а в воздухе «звенит высокая тоска, не объяснимая словами», — как не полюбить; но и влюбившийся быстро берет себя в руки — не комильфо! — и начинает иронизировать, проявлять недорогую приметливость, фильтровать абсурд и любоваться им. Малые города живут на отшибе общественного сознания. Деревне куда больше внимания: там и трагедия, и «духовка», и густой, с подзолом да перегноем, социальный трэш, — райцентр же воспринимается в большинстве своем как многолетняя пересадочная станция; иные задерживаются на поколения вперед. Считается, что не уехали те, кто не пригодился большим городам, или, напротив, слишком хорошо пристроился в этой «маленькой реальности». Идея сознательного и ответственного выбора как-то совсем не присутствует в этих размышлениях: обыкновенно же наблюдатели, не обнаружив сколько-нибудь яркого (за исключением комического) содержания, выдают массу исключительных публицистических благоглупостей. III. Приезжий из хотя бы и стотысячного города ходит себе гоголем, богатым иностранцем, нюхает вилку, морщится на старгородскую лужу. У него таких луж — два десятка на квартал, но там это просто лужи, неровный асфальт, а здешняя — символ, олицетворение и метафора. Райцентр, впрочем, не в обиде: он и сам противится собственному короткому обаянию, сентиментальному сочувствию. «Я хотела бы жить с вами в маленьком городке, где вечные сумерки и вечные колокола, и в маленькой деревенской гостинице на стене — тихий звон старинных часов, как капельки времени» — это цветаевское — не о России. Райцентр по определению неуютен, в нем три улицы и аллея, годные для романтических прогулок, но, когда их изучишь, темная аллея распахнется в помойный овраг: иди люби в овраге. Провинция слишком уязвима для глума. «Университет семейных отношений проводит праздничную программу молодых матерей „Мама, мамочка, мамулька“ и вечер „Материнской души красота“», — полное ха-ха-ха. Но как называются праздники, проводимые московскими префектурами? Примерно так же и называются. А намного ли больше вкуса в лужковских народных мероприятьях? Провинция — мелодичное женское слово, райцентр — мужское и жесткое. И совсем не потому, что в нем сидит какая-никакая администрация. Предложенные райцентру рамки и формы жизни — зачастую противоестественные, а иногда и просто бесчеловечные, — не оставляют ему шансов быть добрым. Он отзеркаливает большую власть (и, в конечном итоге, «большую жизнь», «жизнь на Большой земле») в самом жестоко-утрированном, мстительном и шаржированном виде. IV. Чтобы мы могли сначала ужаснуться этой буквальной, чудовищной схожести, а потом — обрадоваться ей. Версия для печати комментарии:
Страницы: 1 2 Доступные теги: <b>, <i>, <u>, <p> |
АВТОРЫ Анатолий Азольский Анна Андреева Юрий Аммосов Юрий Арпишкин Мария Бахарева Алексей Бессуднов Андрей Бойко Дмитрий Брисенко Дмитрий Бутрин Дмитрий Быков Михаил Волохов Карен Газарян Андрей Гамалов Дмитрий Галковский Елена Говор Денис Горелов Дмитрий Губин Дмитрий Данилов Евгения Долгинова Эдуард Дорожкин Игорь Дудинский Алексей Еременко Аркадий Ипполитов Олег Кашин Ольга Кабанова Евгений Клименко Андрей Ковалев Бертольд Корк Алексей Крижевский Анна Кузьминская Борис Кузьминский Леонид Лазутин Александр Липницкий Ирина Лукьянова Игорь Мальцев Лидия Маслова Александр Мелихов Евгений Милов Алексей Митрофанов Ольга Михайлова Михаил Михин Александр Можаев Татьяна Москвина Антонина Мухина Сергей Носов Дмитрий Ольшанский Валерий Павлов Борис Парамонов Лев Пирогов Евгения Пищикова Дмитрий Поляков Игорь Порошин Ирина Покоева Захар Прилепин Павел Пряников Наталья Пыхова Юрий Сапрыкин Максим Семеляк Людмила Сырникова Наталья Толстая Татьяна Толстая Иван Толстой Александр Тимофеевский Денис Тыкулов Ревекка Фрумкина Михаил Харитонов Александр Храмчихин Павел Черноморский Анастасия Чеховская Вячеслав Шадронов Александр Шалимов Сергей Шелин |
||||||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||||||