Русская жизнь
О ЖУРНАЛЕПОДПИСКАГДЕ КУПИТЬ   
НАСУЩНОЕ
Драмы
Лирика
Анекдоты
БЫЛОЕ
Записки с Восточного фронта
Феликс Дзержинский
Мария Бахарева 
По Садовому кольцу

ДУМЫ
Михаил Харитонов 
Мужик

Аркадий Ипполитов 
Избиение младенцев

Евгения Долгинова 
Невидимые храмы

Максим Семеляк 
718-й номер

Эдуард Дорожкин 
Широкие плечи, бритая башка, мохнатые лапы

Александр Морозов 
На обломках Берлинской стены

ОБРАЗЫ
Дмитрий Воденников 
Цвэток продуло

Дмитрий Быков 
Расти большой

Евгения Пищикова 
Семя, вымя, знамя

Наталья Толстая 
По кругу

Дмитрий Ольшанский 
Кого выбирает Софья

Арсений Березин 
Майк-плантатор

ЛИЦА
Олег Кашин 
Почему русские танки не вошли в Киев

С орловским выговором
ГРАЖДАНСТВО
Олег Кашин 
Свободный полет на табуретке

ВОИНСТВО
Александр Храмчихин 
Армия слабых

СВЯЩЕНСТВО
Дмитрий Данилов 
Мужи духовные

СЕМЕЙСТВО
Екатерина Шерга 
Все фиолетово

МЕЩАНСТВО
Эдуард Дорожкин 
Отличники гламура

ХУДОЖЕСТВО
Денис Горелов 
Биг Мак во фри тюре

Захар Прилепин 
Русский народный артист, алкоголик и дебошир

Дмитрий Быков 
Великая пирамида

ДУМЫ
на главную 27 января 2009 года

718-й номер

Гостиница, где никто не живет


 

Я заметил, что текущие экономические неполадки сподвигли мой круг общения на куда более значительное уныние, нежели ничем, в сущности, не примечательные события августа 98-го. В попытках порассуждать об этом, мне даже в кои-то веки захотелось прикрыться высокопарным множественным числом первого лица — коллективная жалоба всегда смотрится эффектнее.

Итак, последние лет пятнадцать мы много чем руководствовались в жизни, однако неизменным почетом пользовалась пара фицджеральдовских наветов, а именно: «Подлинная культура духа проверяется способностью одновременно удерживать в сознании две противоположные идеи и при этом не терять другой способности — действовать. Эта философия подошла мне в ранние годы моей взрослой жизни, когда я видел, как реальностью становятся вещи невероятные, неправдоподобные, порой немыслимые». Разумеется, подобные соображения не могли не вдохновлять, правда, мы предпочитали не обращать внимания на то, что в заглавие этого сочинения вынесено слово «Крушение».

Но Фицджеральд говорил все-таки об идеях, в нашем же случае рассматривались всего лишь два типа иллюзий, столь же уютных, сколь и неукоснительных. Иллюзии были просты до неприличия — так что даже и слова не подобрать. С одной стороны, жизнь складывалась таким образом, что высшей ценностью в ней, как ни крути, оказывались самые шаблонные капризы — витания в облаках, пропасти во ржи, пленительные недостачи, дикие выходки, безответственные взгляды, всяческий андеграунд и то, что одна знакомая галеристка из года в год не устает именовать «поэтикой распада личности». (Бог знает, как это все обозначить одним словом — почему-то на языке вертится «панк-рок», хотя при чем тут панк-рок? Его и не слушал никто особенно.) Ясно только, что будущее при таком подходе отсутствовало уже потому, что прошлое представлялось не в пример интереснее — причем чужое прошлое (кто, когда и при каких обстоятельствах записал ту или иную пластинку, например).

С другой стороны, застолбив за собой право на этот чертов «панк-рок», мы не могли не оценить очевидного разнообразия обступающего нас мира — благо соблазны с каждым годом все прибывали. Переход с третьего десятка на четвертый окончательно научил обнаруживать смысл и удовольствие во всей этой буржуазной схоластике: взросление, стабилизация, некоторые деньги и прочая работа в офисе. Одна иллюзия наложилась на другую и скоро ее затмила.

Теоретически подобные установки должны сочетаться из рук вон плохо, и даже в мандельштамовской строчке «а мог бы жизнь просвистать скворцом, заесть ореховым пирогом» взамен пропечатанных перечислительных отношений мне всегда мерещилась некоторая дизъюнкция. То есть — либо просвистать скворцом, либо — заесть ореховым пирогом. Либо Северный, либо спа. Две равноправных бытовых иллюзии. Так вот наша нехитрая задача в некотором смысле и заключалась в том, чтобы объединить Северного со спа — сперва исключительно из любопытства, потом из-за невозможности расстаться ни с тем, ни с другим. Чтобы и внутренний надлом, и внешняя открытость. Короче говоря, выть на луну, живя в пяти звездах. Самое удивительное, что в какой-то момент это даже стало получаться.

Так вот, в августе 98 года, когда снабжение ореховым пирогом резко ухудшилось, бодрости духа, тем не менее, было хоть отбавляй — и даже взвинченная цифирь валютных обменников словно бы намекала на прибавленные тебе очки в другой, предположительно духоподъемной сфере. Денег нет, зато есть пригородный блюз, как бы ни глупо это звучало. Иллюзия буржуазности растаяла, даже не успев еще толком соткаться из столичного воздуха, и ее было не жаль, поскольку мираж того самого «панк-рока» играл всеми необходимыми красками. Антикризисные меры в ту пору были просты и желанны — вернуться в свои пивные, свистеть вышеуказанным скворцом под музыку, казавшуюся одновременно редкой и изобильной; плюнуть на ореховые пироги и противопоставить господствующей вокруг компетентности самодеятельную эрудицию. Влекущей художественной дикости было предостаточно, любые цитаты казались функциональными, как костыли. Господи, да на одном только рок-н-ролле, произведенном в московском микрорайоне Коньково, можно было не тужить долгие недели. А уж Северного в воздухе было так много, что в спа никто, в общем-то, и не нуждался.

«Почему сейчас-то так нельзя?» — спросите вы. Черт его знает, почему-то не выходит.

Такое ощущение, что куда-то разом подевались все источники энергии, без которых свистать скворцом становится так же трудно, как снимать теперь кино без господдержки. Я заметил, что люди вокруг склонны утешать друг друга разговорами о том, как в наступающей бедности примется расцветать разнообразное искусство. С какой именно стати так должно произойти — этого они не объясняют. Мне-то кажется, что всё ровно наоборот. Выяснилось, что жупел так называемого гламура ничего на самом деле не вытеснял и никого не зажимал — он всего лишь скрывал пустоту, которая сейчас понемногу обнажается. С первым сотрясением буржуазных декораций выяснилось, что кроме них мало что имеется. С исчезновением спа куда-то немедленно запропастился и панк-рок, а самодеятельная и самонадеянная эрудиция сейчас годится разве что для викторин. Исчезают сразу обе иллюзии — отсюда и недоумение во взглядах. Грубо говоря, проблема не в том, что стало не на что покупать дорогое вино, а в том, что не наблюдается поводов упиваться дешевым.

Так, музыка последнего времени не то чтобы плоха, скорее наоборот, но она делается как бы для себя самой — это очень герметичное искусство. «Мы продолжаем петь, не заметив, что нас уже нет», — примерно так можно охарактеризовать девяносто процентов сыгранного и спетого в прошлом году.

Разумеется, все, что я здесь пробую изложить, можно не читая списать на брюзжание постаревшего на десять лет человека — может, так оно и есть. Однако же факты говорят сами за себя — в прошлом году прекратили существование две главные группы, которые производили здесь негерметичную музыку: «Гражданская оборона» и «Ленинград». А еще одна не последняя, в общем, команда — «Мумий Тролль», известные мастера иллюзий — записала альбом, неважно, хороший, плохой, но будто бы озвучивший саму пустоту.

Кстати, о «Ленинграде» — роспуск этого увеселительного парламента может быть неплохой иллюстрацией к вышесказанному. Собственно, никаких церемоний не было — зимним утром мы сидели со Шнуровым и Василием Уткиным в номере 718 московского «Ритц-Карлтона», куда в связи с последней московской корпоративкой поселили «Ленинград»; снизу из холла звонили какие-то люди, портье послушно набирал номер, затем вежливо отвечал: «В номере 718 никто не живет». Телефон у нас в самом деле молчал. Не происходило вообще ничего, Шнуров с Уткиным лениво обсуждали, чем отличаются варка борща у мужчин и женщин, — но, по-моему, ровно в тот час «Ленинград» и закончился, схлынул, как наваждение. Наступил check-out во всех отношениях. Похмельный Пузо, как некий анти-Сизиф, тащил по коридору свой огромный и уже не слишком нужный ему барабан. Музыканты спускались в вестибюль — самый их вид говорил о том, что это явно была их первая и последняя ночь в отеле «Ритц». Покидая гостиницу, самая реальная на местности группа впервые смотрелась почти призрачно. Когда они уехали, на улице осталась какая-то отдельная жизнь — она была и не про панк-рок, и не про спа, и не про «Ленинград», и не про «Ритц». Про что она именно — только предстояло нащупать. Было ясно только, что в номере 718 больше никто не живет.


Версия для печати

АВТОРЫ
Анатолий Азольский
Анна Андреева
Юрий Аммосов
Юрий Арпишкин
Андрей Астров
Мария Бахарева
Алексей Бессуднов
Андрей Бойко
Сергей Болмат
Алла Боссарт
Дмитрий Брисенко
Дмитрий Бутрин
Дмитрий Быков
Елена Веселая
Дмитрий Воденников
Алексей Володин
Михаил Волохов
Карен Газарян
Андрей Гамалов
Дмитрий Галковский
Ирина Глущенко
Елена Говор
Денис Горелов
Андрей Громов
Дмитрий Губин
Юрий Гурфинкель
Дмитрий Данилов
Михаил Делягин
Сергей Дмитриев-Арбатский
Евгения Долгинова
Эдуард Дорожкин
Игорь Дудинский
Алексей Еременко
Василий Жарков
Геннадий Йозефавичус
Аркадий Ипполитов
Олег Кашин
Ольга Кабанова
Борис Кагарлицкий
Максим Кантор
Игорь Караулов
Евгений Клименко
Андрей Ковалев
Бертольд Корк
Антон Красовский
Алексей Крижевский
Анна Кузьминская
Борис Кузьминский
Борис Куприянов
Леонид Лазутин
Анна Левина
Александр Липницкий
Ирина Лукьянова
Андрей Мальгин
Игорь Мальцев
Лидия Маслова
Александр Мелихов
Евгений Милов
Алексей Митрофанов
Ольга Михайлова
Михаил Михин
Александр Можаев
Александр Морозов
Татьяна Москвина
Антонина Мухина
Мариам Новикова
Сергей Носов
Дмитрий Ольшанский
Валерий Павлов
Борис Парамонов
Мария Пахмутова
Лев Пирогов
Евгения Пищикова
Дмитрий Поляков
Игорь Порошин
Ирина Покоева
Ирина Прусс
Захар Прилепин
Павел Пряников
Наталья Пыхова
Александр Русанов
Юрий Сапрыкин
Людмила Сараскина
Глеб Смирнов-Греч
Максим Семеляк
Мария Степанова
Людмила Сырникова
Наталья Толстая
Татьяна Толстая
Иван Толстой
Александр Тимофеевский
Денис Тыкулов
Ревекка Фрумкина
Михаил Харитонов
Александр Храмчихин
Павел Черноморский
Анастасия Чеховская
Елена Чугунова
Мариэтта Чудакова
Вячеслав Шадронов
Александр Шалимов
Сергей Шелин
Екатерина Шерга
Санджар Янышев

© 2007—2009 «Русская жизнь»

Перепечатка материалов данного сайта возможна только с письменного разрешения редакции. При цитировании ссылка на www.rulife.ru обязательна.