![]() |
||||||||||||
|
|
||||||||||||
|
НАСУЩНОЕ
Драмы Лирика Анекдоты БЫЛОЕ Двадцать пятая колонна Кена Видре Перед рассветом ДУМЫ Борис Кагарлицкий Отрицание отрицания Евгения Долгинова Простые и сложные Захар Прилепин Достаточно одного Мариэтта Чудакова Русским языком вам говорят! (Часть вторая) Дмитрий Ольшанский Верховенский-папа, Верховенский-сын ОБРАЗЫ Наталья Толстая Наша элита Михаил Харитонов Барды Максим Семеляк Лестничная клеть Дмитрий Данилов Лед и очаг Андрей Ковалев От Третьяковки до Рублевки ЛИЦА Ревекка Фрумкина В Трубниковском переулке Олег Кашин Умный еврей при губернаторе Павел Пряников Игра для избранных Алексей Крижевский Бархатное подполье ГРАЖДАНСТВО Евгения Долгинова Ревнитель Олег Кашин Системное наложение ВОИНСТВО Александр Храмчихин Военная слабость СЕМЕЙСТВО Евгения Пищикова Нимфомания Лидия Маслова Порнография духа МЕЩАНСТВО Людмила Сырникова Спички и соль ХУДОЖЕСТВО Дмитрий Быков Отсутствие Денис Горелов С Пушкиным в разведку |
Соска нашей мечты
Подростки и консюмеризм I. II. Но однажды настает момент, когда мы уже не влияем на вещественную среду своего ребенка, или участвуем в этом очень слабо. Он подросток, тинейджер, и к нему прирастают, как мусор, чужие, вздорные и в массе своей враждебные взрослые вещи, притворяющиеся «молодежными». Эти вещи совмещают коня и трепетную лань — непристойность и буржуазность, фрондерство и гламур, высокие технологии и дремучие назначения. Шмотки. «Гаджеты» — бессмысленные, без конца ломающиеся мобильники и плейеры. Губная помада категории «три вокзала». Лифчики, уместные в порнофильме. Глянцевые журналы. Молескины. Иными словами, в доме множится пакость. И мы — с переменной кротостью — отдаем за нее трудовые рубли. III. Как ни странно, самое безобидное — это шмотки. Подростковая среда, если она не жуковско-рублевская, достаточно демократична, она не требует дизайнерского и брендового, ей довольно «Террановы» или китайских забавностей, и в бедных семействах проблема «хуже всех одета» не самая острая. Независимо от достатка — нас чаще напрягает вкус, чем цена, форсированная попытка сексапила или, напротив, рыночности, которая «зовется vulgar, не могу». Один из главных объектов подросткового потребления — идеология и представления. Девочки потребляют, разумеется, идеологию гламура. Не стильные вещи, а их образы, не предметы, а ценности, не лайф-стайл, а представления о нем. Ценностное поле гламура простое и понятное, на нем растут совсем простые злаки. Манифестируется правильная, ясная, эффективная женская доля. Глянец А — для секретарш — учит грамотному, т. е. матримониально успешному, отсосу у шефа, а глянец Б — для особо удачливых экс-секретарш, ставших женами (это профессия), — учит, как удержать мужа от развода и раздела имущества. А вот есть журнал В для нимфеток, порядочный, благопристойный, с нравственными основами: запрещается упоминать алкоголь, сигареты и наркотики, зато о презервативах пишут с большим знанием дела, за каждым словом чувствуется причмокивание. «Мне 15 лет, парню 20, он требует секса. Дать иль не дать, вот в чем вопрос?» Психолог отвечает: «Решение надо принимать самостоятельно…» Мы, конечно, считаем, что у наших девочек есть некоторый иммунитет, мы что-то там вкладывали, и про гламур они отзываются с замечательным ядом, иногда даже и остроумно, однако пакость появляется в доме с поразительной регулярностью. («Врага надо знать в лицо», — выпалила дочь, застигнутая за чтением «Космо». Глаза у нее были честные-честные). Мы уже и не боремся, памятую о сладости запретного и обаянии подзаконного, уговариваем себя, что все пройдет, как ветрянка, но оно все равно живет, все равно действует, — и девочки второго пубертата, умные и глупые, скромные и не очень, красотки и серые мышки, из семей разного достатка и разных культурных сред, так или иначе подвергаются этому облучению. В структуре подростковых запросов важное место занимают коммуникации, «медийное потребление». Два с половиной часа в день — норма европейского подростка, интернета едят больше чем телевизора, но в России, думается, этот показатель намного больше. Книга для современного подростка — прежде всего учебник (никуда не денешься), собственно же литература присутствует очень факультативно, если не считать литературой разнообразный покетбуковский трэш. Главный стон родителей-интеллигентов: не читают! утрачена культура книги! книга вышла из обихода! утрачена потребность в чтении! Ну да, уже полтора десятилетия дети не читают, а смотрят и слушают. Террор визуальности, подмена текста клипом, картинка и звук вместо буквы. Сотни работ, тысячи рекомендаций по приучению к чтению — и ни одна не работает. Покупаем плейеры в робкой надежде, что «Преступление и наказание» будет изучено с помощью аудиокниги: сиди в метро и слушай, собственноручно закачиваем, — а там певица Максим и почему-то (здесь слеза умиления и надежды) Фрэнк Синатра, книга же аннигилирована за недостатком места на диске. Все по-честному: мы полагаем, что они обкрадены эпохой («что за юность без Мандельштама?»), а они объясняют наши настроения скудной бесцветной юностью, «У вас-то был полный Кобзон». К счастью, совсем не в моде телевизор, точнее, телевизор модно презирать, и делается это громко и демонстративно, за исключением тех вечерних часов, когда идет сериал «Кадеты», и дневных, когда в Доме-2 травят строителей любви. На четвертое место в структуре потребления можно поставить досуговую сферу. В клубах они еще не совсем родные (к счастью, к счастью), а вот недорогие концерты, open air и, главное, кофейни — постоянные резиденции, что, в общем, тоже дорого и чревато гастритом (хотя у кого его нет), но мы закрываем глаза, как закрываем их и на многое другое. Вместе с тем это наиболее тревожная сфера — мы неутомимы в своей наркофобии, но, отстегивая очередные сотни на какую-нибудь гадкую «Шоколадницу», утешаем себя тем, что там, по крайней мере, не валяются шприцы, место чистенькое, не подворотня. Не знаю родителей, которые устраивали бы своим детям скандалы из-за курения, — все держат в голове другую опасность, гораздо более страшную. IV. Версия для печати комментарии: Доступные теги: <b>, <i>, <u>, <p> |
АВТОРЫ Борис Кагарлицкий Кена Видре Анатолий Азольский Анна Андреева Юрий Аммосов Юрий Арпишкин Мария Бахарева Алексей Бессуднов Андрей Бойко Дмитрий Брисенко Дмитрий Бутрин Дмитрий Быков Михаил Волохов Карен Газарян Андрей Гамалов Дмитрий Галковский Елена Говор Денис Горелов Дмитрий Губин Дмитрий Данилов Сергей Дмитриев-Арбатский Евгения Долгинова Эдуард Дорожкин Игорь Дудинский Алексей Еременко Аркадий Ипполитов Олег Кашин Ольга Кабанова Евгений Клименко Андрей Ковалев Бертольд Корк Алексей Крижевский Анна Кузьминская Борис Кузьминский Леонид Лазутин Анна Левина Александр Липницкий Ирина Лукьянова Игорь Мальцев Лидия Маслова Александр Мелихов Евгений Милов Алексей Митрофанов Ольга Михайлова Михаил Михин Александр Можаев Татьяна Москвина Антонина Мухина Сергей Носов Дмитрий Ольшанский Валерий Павлов Борис Парамонов Лев Пирогов Евгения Пищикова Дмитрий Поляков Игорь Порошин Ирина Покоева Захар Прилепин Павел Пряников Наталья Пыхова Юрий Сапрыкин Максим Семеляк Людмила Сырникова Наталья Толстая Татьяна Толстая Иван Толстой Александр Тимофеевский Денис Тыкулов Ревекка Фрумкина Михаил Харитонов Александр Храмчихин Павел Черноморский Анастасия Чеховская Мариэтта Чудакова Вячеслав Шадронов Александр Шалимов Сергей Шелин |
||||||||||
|
||||||||||||